платформа независимых мнений



Как нам разГАРМОН(«ь»)изировать Осетию?

На заре Советской власти Владимир Ленин очень доходчиво решал вопросы о том, как нам реорганизовать РАБКРИН. Интересно, как бы он решал вопрос реорганизации, а точнее демаргинализации осетинской национальной культуры, застрявшей в жанровом и вкусовом безвремении?.. Не знаю…

Я- эстрадный певец. Во всяком случае, в одном из своих воплощений. Плохой или нет не мне судить. По видимому и не вам, учитывая зоологический субъективизм ваших оценок моей жизни и моего творчества. Ну да не суть.

Много лет назад, в далеких 90-х, приехав сюда выпускником Гнесинского колледжа эстрады, я по наивности полагал, что смогу что-то изменить к лучшему в области мне понятной и любимой- в эстрадной песне. Увы, полет мой был не долог. Я был консультантом администрации президента Дзасохова и очень быстро обнаружил, что то, что интересно мне, вовсе не интересует других деятелей этого правительства. Единственным тогда адекватным человеком, понимавшим о чем я говорю, был Бибо Ватаев. Но к великому сожалению, он рано покинул этот мир. После я «имел честь» пообщаться с другими, стремительно исчезающими министрами нашей странно мутирующей культуры и осознал, что эволюция процесса их развития движется по дуге- от плохого к худшему и далее к безнадежному.

Существуют различные уровни музыкального развития индивидов. ПЕРВЫЙ: кухонно-спальный. Вы поете дома, в душе. Вам это нравится. Ваши домашние в восхищении. Вы звезда, вы счастливы. Уровень ВТОРОЙ: Вы поете на свадьбах, кое-как слепленных концертах, снимаете клипы на лужайках у рек (орлы в небе обязательны!). Гармонисты в кадре рвут баян. Вы - усыпаны стразами и битыми елочными игрушками. Ваша улыбка в кадре лукаво обещает эротические изыски (в Осетии этот уровень поощряется званием и мало что меняющими гонорарами). Уровень ТРИ: Вы хороший исполнитель. На свадьбах не поете принципиально. Тусовка уровня 2 вас чморит, троллит, измышляет о вас порно-легенды, втайне завидует. Этот уровень не премируется званиями, не поощряется материально, ибо поощрители сами обитают где-то в пределах между уровнями 1 и 2.

Оказавшись на уровне 3, вы сталкиваетесь с дилеммой: что делать дальше? Вы один. Вы – изгой. Стая «цеховиков» вас не принимает, а существовать в вакууме подобно собаке Стрелке в безвоздушном космосе глупо и безнадежно. Вы мучительно ищете стаю себе подобных, но находите лишь пару глубоко законспирированных звукорежиссеров (безбожно пьющих или «безбожно» верующих), да «побитого» корыстью аранжировщика, рвущего с клиентов золотые коронки за аранжировку. Кто в теме-думаю узнает в моем описании наших героев.

Так почему же все стало таким безнадежным в нашей эстраде? Когда? Не тогда ли, когда Осетия вдруг, как по команде ринулась сносить здания, училища, кинотеатры в порыве приобщить всех нас к «высотам» классического искусства, эманации которых по преданию источают представители клана Гергиевых? Измученные этой нарзано-культурой, мы почему-то напрочь забыли о культуре эстрадной, ничуть не менее великой в своих великих проявлениях, чем классическая. Вычистили ее - эту культуру из училища (конечно же имени Великого Маэстро), из музыкального образования, из школ, из жизни… Все залила псевдо - эстрада поющих гармонистов, врачей, водочников, киллеров и куртизанок всех мастей. Так что за вирус безвкусия поразил Осетию? Эта лже-эстрадная частушка, подобно колорадскому жуку на картофельном поле, распространилась страшно и глубоко.

Ничуть не умаляя джаза, классического вокала, народного, все же пора осознать, что эстетика эстрадного исполнения в корне отличается от вышеперечисленных манер пения. Также, как конь отличается от зебры. Порода одна - вид совершенно разный. Будь эстрада производным классики- ей бы обучали в стенах заведений оперы и балета, или факультета народников. Странно, но в мире этого не происходит. Есть школы эстрадного вокала в Нью-Йорке, Лондоне и Москве. Эти факультеты есть везде. КРОМЕ ОСЕТИИ. Да-да, мы снова первые… Еще 300 лет пройдет, построят 30 центров оперного искусства или создадут 40 джаз-бэндов, но ни одной путевой песни здесь не случится, потому что нет людей, способных ее, эту песню родить. И нет людей, способных создать условия, при которых родятся те, кто родит эту песню… Печальный каламбур. Змея, заглотившая свой хвост. Тупик…

В продолжении темы Гергиева, вспоминается одна занимательная беседа, произошедшая в светлый день его бракосочетания. Одевая фрак, и одновременно вещая вечные истины (как это обожает делать маэстро) он вдруг решил открыть мне глаза на то, что музыка- де- это многоэтажное здание, подвал которого есть эстрада, ну а верхние этажи, как вы могли догадаться, это классика (и конечно он сам!). Победоносно глядя на меня и оценивая произведенный его словами эффект, он быстро ел пончик. Тогда я спросил его: «А как же тогда объяснить тот факт, что вот уже который год, Вы номинируетесь на звание лучшего музыканта мира, вместе со Стингом и другими представителями «подвальной» эстрады?». Нервно дожевав, он ответил, что это- де другой уровень эстрады. Мол, нечего сравнивать высокое с отстоем… И чтобы как то загладить конфуз, вытащил из кармана брюк 100 долларов, и протянул мне. Я взял эти деньги и до сих пор храню их. Надеюсь когда-нибудь, я смогу их ему вернуть.

Нет музыки НИЗКОЙ или ВЫСОКОЙ. Есть ПЛОХАЯ и ХОРОШАЯ. Я оканчивал училище вторым концертом Рахманинова, и мне вряд ли придет в голову сравнивать эту музыку с какой-либо другой. Нет низких жанров, есть плохие исполнители. Даже в Раю случился брак! Музыка рождена единым божественным источником. Да, есть музыка сложная, есть примитивная. Но и она - МУЗЫКА, если трогает душу. И волынка круче Баха, если последний не проникает вглубь.

Эстрада- ЭТО ЖАНР! Огромный и самостоятельный. Да, он питается другими жанрами: народной музыкой, джазовой, классической… Но в своей природе он четко определен и харизматичен. Эстрадный певец не есть певец оперный, или джазовый как бы не хотелось последнему таковым казаться.

НАМ ДАВНЫМ-ДАВНО НУЖЕН ФАКУЛЬТЕТ ЭСТРАДНОГО ВОКАЛА! ТЕАТР ЭСТРАДЫ, СТУДИИ ЗВУКОЗАПИСИ, ЗВУКОРЕЖИССЕРЫ, ОПЕРАТОРЫ НЕ «ФАРНЫ ХАБАРТов», А ВИДЕОКЛИПОВ, ХОРЕОГРАФЫ, РЕЖИССЕРЫ-ПОСТАНОВЩИКИ и т.д. и т.п.

Вы спросите, где их брать? А откуда берутся инспектора ГИБДД, таможенники, менты, прокуроры, юристы, торгаши всех мастей?.. Отчего такой эволюционный перекос? Одна студия звукозаписи МСС (слава Богу, что хоть она у нас еще есть) и 100 заправок.

Один аранжировщик и 1000 полисменов!? Что за бред!?

Очевидно и то, что давно назрел вопрос о худсоветах на нашем ТВ, пугающе однообразном и анти-креативном. День Сурка поразил сие учреждение давно и основательно- нафталиновые темы, лица, программы… Но «гвоздь» всего- музыкальные передачи, гарантированно «выносящие» мозг 42-м вариантом «сы шушаг канон», или 24-й версией хонга. Господа, окститесь! На дворе 21 век. Стыдно должно быть, ей Богу. Ну нет приличных местных исполнителей, дык может по классикам вдарить, чтоль а? Рэй Чарльз, Арета Франклин, Майя Кристалинская, в конце концов… Все лучше, чем эта нац клоунада. Это даже не народная музыка, не осетинское хоровое пение, не современная эстрадная песня. Это эрзац, пародия… Паноптикум безвкусия - бессмысленный и беспощадный.

Парадоксы во всем: есть Гергиев, есть его клон Сохиев, а приличного оркестра нет. Есть Адырхаева, а балета нет и не будет… Все как в сказке: есть где сесть, да нечем. Мда…

Коль печальный факт нашей реальности состоит в том, что во власти НЕТ НИКОГО, способного генерировать идеи культуры, и если я так невыносим вам, как носитель этих идей, то будьте их носителями сами. Пишите в своих блогах и комментариях не грязь друг на друга, а призывайте общество к обсуждению нерешаемых задач. Одна из них- наша осетинская эстрада. Я для себя определил стратегию этого пути. Как у ракеты, нуждающейся в заряде и средствах ее доставки, во мне существует достаточный творческий заряд мелодий и идей и есть средства их доставки слушателям-ТВ, сайты, клипы… Но я один не создам отсутствующей среды певцов, аранжировщиков, видеооператоров. Эту среду надо выращивать. Люди, ответственные за это, не понимают этих задач или не хотят их понимать. Этим же надо заниматься, как занимался (уж извините за ненавистное вам имя) Кабалоев гергиевыми, адырхаевыми, тхапсаевыми… Проще рапортовать о полном культурном благополучии, из года в год слушая заунывный вой а-ля эстрадных гастролеров-попрыгунчиков из Кабарды.

Последний мой поход во власть состоялся год назад. Я «имел честь» пообщаться с г-жой Хабаловой. Узнал много для себя нового. Ну, например, то, что эстрада не входит в перечень обязанностей и тревог министра культуры, что я не должен более тыкать эпохой отца в нос новым властям (мол времена и реалии другие), что я учу г-жу министра жить, а не пытаюсь как-то двинуть мертвый эстрадный воз Осетии… А по моему, другим стало только одно-ЛЮДИ.

Все было бы действительно смешно, когда бы не было все так печально. Я уеду, не тревожьтесь. Уедут и другие, кто еще не уехал. Чужие. Не нужные здесь экземпляры. Они не умрут там, куда поедут. Будут петь, писать, рисовать, создавать славу себе и народу, который их изгнал. Притча о гадком утенке ныне сбывается над нами. Но почему-то все равно жаль. Ведь все могло бы быть иначе. Не вопреки, а благодаря. Не против, а за. Мы все могли быть нацией, одним могучим организмом, а не искрами, разлетающимися от пламени, холодного и безразличного к этим летящим вдаль, одиноким огонькам…

 

КАФКАЗАР

Всего комментариев: 1
1 lim_88  
Заур а подайтесь Вы в политику, и рискните её изменить , возможно тогда Вы сможете привести к единству свою родину ... А писать "мемуары" о том что поезд ушёл, а клоуны остались, верите или нет я и многие другие делаем это в мыслях каждый день. Лично я за Вас .. хотя я немногое знаю о человеке которые подарил мне и многих такие песни .. я помню своё детство и Вы там присутствовали я смотрел Ваши клипы и где Вы на концертах и т д... Вообщем боритесь а мы люди вас поддержим...

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]